Исследователь УрФУ Виктор Гроховский назван ученым года по версии журнала Nature

19 декабря 2013 Рубрика: События Ключевые слова: нанотех, метеорит, исследования

Доцент Физико-технологического института Уральского федерального университета, член комитета РАН по метеоритам Виктор Гроховский — единственный ученый-представитель российского вуза, который вошел в список 10 людей, изменивших мир, по версии журнала Nature.

Всемирно известным Виктор Гроховский стал благодаря исследованиям вещества болида, пролетевшего над Челябинском 15 февраля и изучению его структурных характеристик и физико-химических свойств. Виктор Гроховский также участвовал в операции по поднятию самого крупного обломка метеорита со дна озера Чебаркуль.

«Эта оценка, конечно, сверхприятная, я даже не знаю, почему они меня выбрали, — делится впечатлениями с корреспондентом «Газеты.Ru» Виктор Гроховский. — Главное то, что даже комментарии, которые мы давали спустя 50 минут, оказались точными, и на протяжении девяти месяцев мы не сделали никаких ошибок. А то, что удалось достать крупный кусок вещества из Чебаркуля, — это просто фантастика, мы с Луны привезли меньше вещества!».

Напомним, что членам метеоритной экспедиции, которой уже более 25 лет руководит Виктор Гроховский, удалось первыми обнаружить фрагменты упавшего вещества и доставить их в Екатеринбург. Прямая трансляция из лаборатории научно-исследовательского центра «Нанотех» УрФУ собрала в ночь с 17 на 18 февраля несколько тысяч зрителей по всему миру — ученые университета впервые продемонстрировали обломки метеорита и сделали вывод о типе упавшего космического тела (обыкновенный хондрит) и его составе.

Методами оптической и электронной микроскопии в научно-образовательном центре УрФУ «Наноматериалы и нанотехнологии» было выявлено необычное разнообразие включений никелистого железа, сульфидов, самородной меди в метеорите. Кроме того, установлена аномально низкая прочность вещества, что и определило особый характер разрушения космического тела.

Nature — один из самых авторитетных научных журналов мира — назвал десять человек, чьи исследования и поступки сыграли важнейшую роль в развитии мировой науки в уходящем году.

В список попали также биологи Шухрат Миталипов (Shoukhrat Mitalipov) и Фэн Чжан (Feng Zhang), вирусологи Дебора Персо (Deborah Persaud) и Хуалань Чень (Hualan Chen), научный консультант американского Союза гражданских свобод Таня Симончелли (Tania Simoncelli), астроном Мишель Майор (Michel Mayor), дипломат Надерев Сано (Naderev Sano), антрополог Кэтрин Клэнси (Kathryn Clancy) и физик Генри Снейт (Henry Snaith).

• Пресс-служба УрФУ