Научно-технический журнал «Фотоника» - №5/2013

07 ноября 2013 Рубрика: Аналитика Ключевые слова: сми, фотоника, журнал, волоконно-оптические генераторы, твердотельные лазеры

Вышел новый номер научно-технического журнала «Фотоника» — №5 за 2013 год.

Центральная публикация номера — бортовой терагерцевый фотометр для наблюдений загадочных и до сих пор не раскрытых спектральных форм ТГц-излучения солнечных вспышек из стратосферы — SOLAR-T. Это совместная работа группы бразильских и российских ученых. Длительные стратосферные полетные испытания на борту двух воздушных шаров над Антарктидой и Россией планируются в 2014–2016 годы. Авторы — Г.Кропотов и П.Кауфманн.

Новый подход, связанный с недавно обнаруженнoй асимметрией в деформации решетки фотонных кристаллов вследствие капиллярной конденсации газов полярных молекул, стал основой для создания дешевых, высокочувствительных, быстродействующих хемосенсоров, не требующих использования спектральных приборов. Наиболее сильно этот эффект проявляется с газообразным аммиаком. Об этом читайте в совместной работе российских и французских исследователей (А. Кучьянова, А. Плеханова, П.Чубакова и E.Списё).

Возможна ли генерация когерентного излучения от углеродных нанотрубок? Пока лишь немногим специалистам удавалось ее наблюдать. А ведь подобное явление открывает новые возможности поиска лазерных источников. Условия наблюдения возникновения вынужденного излучения от углеродных нанотрубок, содержащих атомы церия, и экспериментальные доказательства того, что оно когерентно, изложены в обзоре серии экспериментов. Авторы — участники эксперимента А. Коллеров и М.Симунин.

Возобновляемые источники энергии, призванные стать альтернативой традиционным углеводородным источникам, вряд ли сумеют занять лидирующие позиции на энергетическом рынке. Хотя структура энергобаланса с развитием возобновляемых источников энергии изменится, отсутствие надежных систем хранения энергии будет препятствовать их активному внедрению. Обо всем этом и о том, что такое «островные решения» читайте материал «Симпозиум «Возобновляемые источники энергии — 2013».

Одна из старейших в мире лазерных компаний COHERENT представляет свою новую лазерную стратегию — поворот от разработки лазеров для научных исследований к индустриальным лазерам (С.Пентегов и П.Рейнхард). Изобретатель современных дисковых лазеров доктор А.Гизен раскрывает свои будущие планы. В статье немецких ученых Ш.Якшика, Ф.Тюршманна идет разговор о методике удаления частиц из рабочей зоны лазеров с ультракороткими импульсами. Ведь пользователи лазерного технологического оборудования не всегда обращают внимание на то, что присутствие субмикрометровых частиц удаляемого материала несет угрозу.

В журнале вы найдете материалы по дистанционному зондированию Земли с использованием ЖК-фильтров (Ф.Агаев и Г.Алиева); по лазерным локационным системам, повышающим безопасность пилотирования вертолетов в условиях плохой видимости при низкой освещенности каналов технического зрения (авторская группа, руководимая д.т.н. Б.Бельским); обзор основных видов современных ретрорефлекторных систем для низкоорбитальных спутников (А.Соколов и др.).

• Научно-технический журнал «Фотоника»