Ученые университета выполняют фундаментальные исследования мирового уровня

18 февраля 2021 Рубрика: Исследования и разработки, Новости организаций Ключевые слова: нанопорошки, наночастицы, нанопокрытия, наноструктурированные материалы, радиационная стойкость материалов

Исследователи из Амурского и Томского университета совместно с ученым из Харбинского института впервые в мире изучили радиационные эффекты в микро- и нанопорошках Al2O3, CeO2, TiO2, Y2O3, ZrO2, ZnO при воздействии протонов (E=100 кэВ, F=5×1015 см−2) с энергией 100 кэВ.

Научная лаборатория под руководством доктора физико-математических наук, профессора кафедры физики АмГУ Виталия Нещименко выполняет исследования мирового уровня. В 2020 году научной группой под руководством Нещименко было проведено исследование радиационных эффектов и дефектов в наноструктурированных материалах под действием космической радиации.

Впервые в мире изучены радиационные эффекты в микро- и нанопорошках Al2O3, CeO2, TiO2, Y2O3, ZrO2, ZnO при воздействии протонов с энергией 100 кэВ. В научной работе доказано, что в наноразмерном состоянии частицы обладают большей радиационной стойкостью.

Данный эффект определяется развитой поверхностью наночастиц, которая фактически является стоком электронных возбуждений.

Результаты исследований могут использоваться в космической отрасли при разработке, изготовлении и эксплуатации ракетно-космической техники в области радиационно-защитного покрытия космических аппаратов.

Полученные результаты исследования опубликованы в научной статье «Анализ деградации оптических свойств микро- и нанопорошков при воздействии протонов с энергией 100 кэВ» в журнале «Surface and Coatings Technology», индексируемого базой данных Web of Science, квартиль 1.