Новости

Эксперты дали прогнозы по развитию рынка металлов и композитов на ИННОПРОМ ONLINE

09 июля 2020 Рубрика: Новости организаций, События Ключевые слова: UMATEX, иннопром, новые материалы, композиты без границ, композиты, металлы

На ИННОПРОМ обсудили перспективы традиционных и новых конструктивных материалов в рамках дискуссии «Композиты и металлы: какие материалы будут актуальными через 10 лет». Эксперты сошлись в мнении, что востребованной останется комбинация между этими материалами, а также рост применения композитов в перспективных отраслях промышленности.

Композитный дивизион Росатома UMATEX выступил партнёром панельной дискуссия «Композиты и металлы: какие материалы будут актуальными через 10 лет», которая состоялась в рамках марафона ИННОПРОМ ONLINE 7 июля 2020.

В панельной дискуссии приняли участие генеральный директор UMATEX (Росатом) Александр Тюнин, генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский, председатель Советов директоров и совладелец компаний «Уральский турбинный завод», «РОТЕК» и «ТЭЭМП» Михаил Лифшиц, руководитель Инвестиционного дивизиона ВИЭ УК «Роснано» Алишер Каланов, директор по развитию бизнеса и корпоративным венчурным проектам компании «Северсталь» Андрей Лаптев, генеральный директор компании «Гален» Валерий Гуринович, ректор РХТУ им. Д. И. Менделеева Александр Мажуга.

Генеральный директор UMATEX/Росатом Александр Тюнин в ходе дискуссии отметил уникальные характеристики композитов: легкий вес, повышенную прочность, антикоррозийные характеристики и долговечность. По его словам, композитные материалы имеют важное значение в отрасли авиастроения, инфраструктуры, строительства, судостроения, энергетики и других отраслях. Так ведущие международные авиастроители Airbus и Boeing увеличили долю композитных материалов в создании самолетов до 50%, что привело к снижению веса самолета до 20%, топливной экономии и снижению выбросов. «Фактически это деньги, экология, сокращение числа конструкционных элементов. Началась экономия на сборочных процессах и снижение стоимости обслуживания на всем жизненном цикле», — аргументировал Александр Тюнин. В числе трендов увеличения доли применения композитов в России и мире спикер видит ветроэнергетику, солнечную и атомную энергетику, электромобили, топливные баллоны — метановые, водородные, беспилотные аппараты, спортивный инвентарь.

Председатель Совета директоров АО «РОТЕК» Михаил Лифшиц отметил, что наиболее успешно новые материалы внедряются в тех отраслях, где они не вступают в конфликт со старыми: «Например в ветроэнергетике, которая появилась относительно недавно. Никому в голову не приходило пытаться в индустриальном масштабе применить что-нибудь кроме композитов для производства лопастей. Поэтому, чем больше будет новых изделий, тем больше новые поколения инженеров будут смотреть на применение материалов без предвзятости и привычек к чему-то, тем быстрее туда будут проникать композиты, о которых мы говорим». По его мнению, востребованной также будет комбинация металлов и композитов: «Если мы говорим про ту же авиацию или автопром, то металлические компоненты, сделанные с современными подходами, с использованием методов бионики, и комбинации металлов и композитов, это ключ, в том числе, к консервативным отраслям, к которым относится и наш традиционный бизнес — производство турбин». Спикер также отметил, что применение новых материалов в значительной степени меняет лицо отраслей. Говоря о солнечной энергетике, Михаил Лифшиц подчеркнул, что композиты позволяют «фантастически расширить применение солнечной энергетики за счет размещения композитных модулей на вертикальных поверхностях и крышах существующих зданий».

Генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский разделил оптимизм коллег относительно роста применения композитных материалов, вместе с тем он отметил, что существует «несколько подводных камней, которые резко замедляют внедрение композитов». В их числе высокая стоимость материалов. «Не большой секрет для всех, что на данный момент композитные конструкции значительно дороже, чем любые традиционные металлические конструкции. К чему это приводит? Это приводит к тому, что мы не можем использовать композитные конструкции в очень многих отраслях экономики, которые не связаны с возможностью высоких барьеров», — обратил внимание спикер.

Александр Тюнин считает, что проблему высокой стоимости материалов позволит решить совершенствование технологий производства композитов, создание системы рециклинга — переработки готовых композитных изделий и существенное масштабирование производственных мощностей.

В качестве еще одного барьера эксперты отметили нехватку квалифицированных кадров в отрасли композитов. Ректор РХТУ им. Д. И. Менделеева Александр Мажуга, считает, что специалист в этой области должен обладать рядом уникальных компетенций, таких как химическая технология, материаловедение, основы цифрового проектирования композиционных материалов. Спикер рассказал, что в ближайшее время в РХТУ им. Д.И. Менделеева будет открыт научно-образовательный центр «Технологии искусственных и синтетических волокон». «Но уже сейчас с такими индустриальными партнерами, как UMATEX (»Росатом«) и «Сибур» мы создали совместные бакалаврские и магистерские программы. Университет развивает технологии переработки композиционных материалов. Важно, чтобы выпускники университета понимали свою ответственность перед окружающей средой и работали в области зелёной химии. Появление новых способов утилизации и переработки гарантирует здоровое будущее не только страны, но и планеты», — резюмировал Александр Мажуга.

Еще один важный инструмент, который призван подстегнуть развитие рынка композитов в России — поддержка со стороны государства. Александр Тюнин рассказал, что Правительство Российской Федерации утвердило дорожную карту Росатома «Технологии новых материалов и веществ». Ключевыми задачами «дорожной карты» по продуктовому направлению ПКМ являются: разработка критически важных передовых технологий в сфере ПКМ, формирование экосреды и консорциума из ведущих российских разработчиков, производителей и потребителей ПКМ, а также развитие российского рынка ПКМ и реализация их экспортного потенциала.

Центром компетенций по направлению ПКМ в рамках «дорожной карты» определен Межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ», созданный по инициативе UMATEX в 2018 году на территории Республики Татарстан, Московской и Саратовской областей. В конце 2020 года к территории функционирования Кластера присоединятся Тульская и Ульяновская области. На площадке Кластера предусмотрено формирование Экспертного совета, основной задачей которого станет экспертиза проектов и мероприятий, планируемых к включению в «дорожную карту».

UMATEX
Единственный производитель углеродного волокна в России, располагающий масштабными производственными мощностями по всей цепочке создания композитов. Дивизион включает в себя промышленные производства углеродного волокна (УВ) ООО «АЛАБУГА-ВОЛОКНО» в Республике Татарстан, ООО «Аргон» в Саратовской области, ООО «ЗУКМ» в Челябинске.
В числе предприятий также производство тканей и препрегов АО «Препрег-СКМ» в Москве и ООО «Препрег-Дубна» в Московской области, ООО «Порше современные материалы» в Калужской области, компания по производству спортивного инвентаря «Заряд» в Татарстане, два Торговых дома в Чехии и Китае. Научно-исследовательский центр, расположенный в Москве, оборудован самым современным оборудованием по разработке технологий ПАН-прекурсоров, УВ, связующих и препрегов. С целью развития рынка композитов дивизион образовал межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ» в Республике Татарстан, Московской и Саратовской областях. До конца 2020 года в него войдут Тульская и Ульяновская области.
UMATEX активно развивает экспортное направление. Так, продукцию компании успешно применяют в создании судов нового поколения итальянские судостроители — компании Azimut и San Lorenzo.

Добавить комментарий

  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6