ТПУ стал ассоциированным членом еще одной коллаборации в ЦЕРНе

25 июня 2020 Рубрика: Новости организаций, Сотрудничество Ключевые слова: ТПУ, ЦЕРН, темный фотон, NA64, адронный коллайдер, сотрудничество

Томский политехнический университет стал ассоциированным членом коллаборации на Большом адронном коллайдере в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) — NA64. Соответствующий договор между ЦЕРНом и ТПУ был подписан на днях.

Томский политехнический университет (ТПУ) стал ассоциированным членом коллаборации эксперимента LHCb, проводимого на Большом адронном коллайдере (БАК) в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), сообщается в пятницу на сайте вуза.

Ранее сообщалось, что ученые вуза стали официальными членами коллаборации RD51 ЦЕРН, которая занимается технологическим развитием микроструктурных газовых детекторов, разработкой программного обеспечения и электроники, необходимых для их функционирования, и способствует расширению индустриального применения детекторов в промышленности.

«LHCb (Large Hadron Collider beauty experiment) — один из четырех основных детекторов на БАК, — говорится в сообщении. — Эксперимент проводится для исследования асимметрии материи и антиматерии во взаимодействиях b-кварков. В качестве участников эксперимента политехники будут работать над модернизацией трекового детектора LHCb и осуществлять математическое моделирование ряда проводимых на LHCb экспериментов».

В настоящее время для участия в эксперименте LHCb от ТПУ заявлено трое ученых. В дальнейшем предполагается увеличение состава группы томичей с целью участия в работах коллаборации в области физического анализа данных.

«Наши специалисты принимали участие в работе коллаборации с 2016 года. И сейчас статус ассоциированных членов — официальное признание вклада ТПУ, — говорит проректор ТПУ по академическому превосходству Леонид Сухих. — От нас в эксперименте участвуют три сотрудника. Кроме того, коллаборация открыта для стажировок студентов, поэтому у молодых исследователей ТПУ есть шанс поработать в NA64».

Предполагается, что темная материя, существование которой допускает целый ряд космологических наблюдений, состоит из неизвестных на сегодняшний день тяжелых частиц. Они практически никак не взаимодействуют с видимой частью нашей Вселенной. Потенциальный кандидат на роль частицы-посредника во взаимодействии между темной и обычной материей — темный фотон. Он подобен обычному фотону — кванту света. Однако, в отличие от него, обладает массой.

Эксперимент NA64 проводится на протонном суперсинхротроне (Super Proton Synchrotron, SPS) — кольцевом ускорителе частиц ЦЕРНа. Он создает пучок электронов с заранее известной энергией. Электроны, составляющие пучок, попадают на детектор и взаимодействуют с его атомами, создавая видимые фотоны. Если темные фотоны существуют, то унесенная ими энергия вычитается из первоначальной энергии электронов, согласно закону сохранения энергии. В результате наблюдается потеря энергии, которую нельзя связать с известными процессами.

ЦЕРН (CERN, Conseil Europeen pour la Recherche Nucleaire)
Крупнейшая международная научная организация Европы в области ядерной физики. Расположена в Швейцарии. Именно здесь было совершено большое количество крупных открытий, в частности, открыт бозон Хиггса. Эксплуатирует Большой адронный коллайдер.
На площадке NA64