Ученые Сколтеха и ИПХФ РАН создали соединения фуллеренов для борьбы с вирусами

19 марта 2020 Рубрика: Исследования и разработки, Новости организаций Ключевые слова: сколтех, ипхф, биотехнологии, фуллерены, фармацевтика

Ученые из Сколтеха и Института проблем химической физики РАН создали растворимые в воде соединения фуллеренов, которые обладают ценными биологическими свойствами, благодаря которым их можно использовать для разработки эффективных антивирусных препаратов, в том числе для подавления вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), сообщает РИА Новости. Результаты исследования опубликованы в журнале Chemical Communications.

Фуллерены — это молекулярные соединения, составленные из трехкоординированных атомов углерода, представляющие собой выпуклые замкнутые многогранники. В зависимости от числа атомов в молекуле фуллерены по форме напоминают футбольный мяч (С60) или мяч для регби (С70). Соединения на основе фуллеренов обладают выраженной противовирусной, антибактериальной, противоопухолевой и антиоксидантной активностью, поэтому ученые давно их рассматривают в качестве перспективной основы для создания новых медицинских препаратов. К сожалению, фуллерены абсолютно нерастворимы в воде, что препятствует их использованию в медицине.

Российские ученые под руководством профессора Павла Трошин из Центра энергетических технологий Сколтеха совместно с бельгийскими коллегами из Католического университета Лёвена предложили эффективный одностадийный метод получения стабильных водорастворимых хлорфуллеренов C60Cl6 и C70Cl8 — производных фуллеренов, обладающих высокой активностью против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), сопоставимой с характеристиками коммерческих препаратов.

Существовавшие до этого методы получения водорастворимых соединений фуллеренов давали очень небольшой выход — обычно до 10 процентов — и включали несколько сложных технологических стадий, что было неприемлемо для промышленного синтеза и крайне затрудняло создание на их основе лекарственных препаратов.

Разработанный учеными метод позволяет получать водораствороимые соединения с близким к 100 процентам выходом без длительной и трудоемкой хроматографической очистки, что открывает новые возможности для синтеза производных фуллеренов в любых масштабах, требуемых для фармацевтической промышленности.

«Несмотря на то, что с момента обнаружения высокой противовирусной активности производных фуллеренов прошло уже более 20 лет, эти уникальные соединения оставались недоступными для клинических испытаний, поскольку их получение оказалось очень трудоемким, — приводятся в пресс-релизе Сколтеха слова первого автора статьи аспиранта Ольги Краевой. — Мы надеемся, что предложенный нами простой и одностадийный метод синтеза водорастворимых соединений фуллеренов позволит решить эту проблему и еще на шаг приблизит нас к созданию эффективных противовирусных препаратов на их основе».

Полученные в рамках исследования результаты открывают новые возможности для направленного дизайна водорастворимых производных фуллеренов с заданным набором свойств, что в перспективе позволит вывести на рынок лекарственные препараты нового поколения на основе этих соединений.