Новости

Сделать модель кровеносной системы и мемристор «круче, чем у Илона Маска»: итоги зимней школы SCAMT Workshop Week

28 января 2020 Рубрика: Новости организаций, Образование Ключевые слова: ИТМО, SCAMT, воркшоп, образование

В Университете ИТМО прошли занятия очередной междисциплинарной зимней школы SCAMT Workshop Week.

Два раза в год, летом и зимой, студенты-биологи, физики, химики, программисты собираются в Международном научном центре SCAMT Университета ИТМО, чтобы стать участниками междисциплинарного воркшопа SCAMT Workshop Week. В этом году на площадке проекта собрался 41 участник из разных городов России — от Владивостока до Калининграда и от Краснодара до Петербурга.

SCAMT Workshop Week — это новый формат недельных воркшопов, который позволяет юным ученым со всей страны попробовать свои силы в работе на новейшем оборудовании над актуальными научными проблемами. В конце прошлого года проект в шорт-лист премии QS Reimagine Education.

«Все участники школы делятся на группы от 3 до 6 человек, каждая группа занимается своим научным проектом, их у нас в этом году было десять, — рассказывает директор по развитию SCAMT Полина Хапаева. — За неделю работы они получают не только теоретические знания, но и, самое главное, конкретный практический результат: нанофармацевтический препарат, модель кровеносной системы и так далее. В качестве проектов мы даем те технологии, которые сейчас реализуются в SCAMT. Конечно, в первую очередь это учебные проекты, чтобы ребята могли узнать, какие есть современные нанотехнологии, как создается готовый продукт. Однако в рамках такой школы может родиться и новая идея, которую ребята потом могут продолжить реализовывать в своих вузах, в коллаборации с нами, или же поступив в нашу магистратуру. У нас уже есть случаи, когда на нашем воркшопе рождалась идея, ее автор поступал к нам, и сейчас эта идея стала основой его магистерского проекта».

Помимо строго научной работы в этот раз программа включает и развернутую развлекательную часть. Так, в первый день воркшопа состоялся научный квиз, также гости Петербурга смогли поучаствовать в мини-туре по городу. Наконец, участников ждал день открытых дверей в виде квеста: проходя маршрут, слушатели смогли лучше узнать о каждой из 110 исследовательских и 1 индустриальной лаборатории центра SCAMT.

Желающих принять участие в воркшопе отбирали по мотивационным письмам и CV, которые они подавали на сайте проекта. При этом лучшие студенты смогут претендовать на поступление в магистратуру Университета ИТМО без дополнительных экзаменов.

Участники школы об их проектах и о том, чем запомнится этот опыт

Аделия Касимова, студентка Удмуртского государственного университета (Ижевск)
Я учусь на химическом факультете, на четвертом курсе. Воркшоп SCAMT привлек меня очень необычной атмосферой, интересной системой обучения, мне нравится, что тут много практической работы, захотелось попробовать. Сюда в прошлом году ездила девочка из нашего университета, она дала очень положительный отзыв. Кроме того, ИТМО предоставляет возможность поступления в упрощенном порядке в магистратуру [по итогам SCAMT Workshop Week].
Проект, в который меня взяли, называется «Создай мемристор круче, чем у Илона Маска». Мы создаем устройство, которое запоминает сопротивление в зависимости от поданного тока. При помощи этого можно создавать код для передачи данных, что в будущем можно использовать для квантовых компьютеров, ведь сейчас в 60% случаев прогресс тормозится тем, что техника слишком медленно работает, слишком медленно передаются данные.
Почти все методы, которые мы использовали в ходе воркшопа, для меня были новыми. Мемристор — это такой «бутерброд» из проводящего материала, изолирующего слоя и еще одного проводящего слоя. Чтобы создать проводящий слой, мы использовали метод фотолитографии — это процесс получения на подложке какого-то рисунка. Вы наносите полимер, закрываете трафаретом, просвечиваете ультрафиолетом, потом вытравливаете незасвеченные участки, чтобы получить нужный рисунок. Потом мы покрыли этот рисунок диоксид-титановыми чернилами, а далее нанесли серебряное покрытие в качестве второго электрода.
Сложно описать эмоции в тот момент, когда оно заработало. Очень классно смотреть, как то, над чем ты работал столько дней, наконец действует.
Анна Пожиткова, студентка Университета ИТМО
Я учусь сейчас на фотонике, но думаю над тем, чтобы продолжить обучение в химико-биологическом кластере, поэтому решила принять участие в воркшопе. Здесь я вошла в команду проекта «Синтезируй нанофармацевтический препарат». Мы создаем два тромболитика: на основе магнетита и на основе карбоната кальция. Мы синтезируем их, смешивая различные материалы. В результате получаются наноразмерные шарики препарата.
Чтобы лучше погрузиться в тему, мы побывали на настоящей операции в Мариинской больнице, увидели, как удаляют тромб. Для нашей группы это был первый такой опыт, одна девочка чуть не упала в обморок. Но впечатления просто потрясающие, выходишь с пониманием того, что надо разрабатывать неинвазивные методы борьбы с тромбами, чтобы не нужно было копаться в человеке, чтобы снизить необходимость в хирургических операциях.
Алина Грибанова, студентка Воронежского государственного университета
Я подала заявку на воркшоп, потому что хотела попробовать что-то новое, узнать, как работают в лабораториях других университетов, кроме того, узнала, что есть возможность поступления в Университет ИТМО, мне кажется, это возможность для самореализации. Я знаю много людей, которые занимаются наукой просто потому, что не знают, что им еще делать. Мне бы хотелось найти что-то такое в науке, что будет меня цеплять и двигать всю мою жизнь.
Я работаю в группе «Создай модель кровеносной системы». Это высокая цель — создать модель, которая будет давать адекватные данные, чтобы заменить испытания на животных. Мы создали две модели: первая с использованием листьев растений, петрушки и шпината. У растений есть система прожилок, по которым поступают минеральные вещества, эта система напоминает кровеносную систему у животных и людей. В перспективе наша цель — научиться закупоривать сосуд, а потом его раскупоривать.
Вторая модель, которую мы отрабатываем, — это 3D печать из живых клеток. Можно распечатать модель сосуда из живых клеток на 3D-принтере за 500 долларов. Таким образом можно получить устойчивую систему, пригодную для тестирования лекарств.
Иван Калинин, студент Московского государственного университета
О SCAMT мне рассказывали многие знакомые, говорили, что это место, где работает много интересных, умных людей. Поэтому мне захотелось познакомиться с ними, поучаствовать в каком-то новом для меня проекте, а заодно попробовать что-то новое в науке.
Мы работаем в группе «Вырасти свой кристалл», занимаемся синтезом металлорганических каркасов. Это очень перспективные материалы, которые нашли применение в различных областях науки и техники: это и контролируемая доставка лекарств, и оптика, и сорбция газов.
В синтезе мы используем разные методы, например, сольвотермальный, когда мы загружаем в автоклав необходимые реагенты, и кристаллы получаются под действием температуры и давления, или метод медленной диффузии, когда за счет уменьшения давления из капилляра всасывается жидкость, происходит смешивание двух жидкостей и образуются кристаллы.
Наша задача — посмотреть, какой метод лучше, какие условия можно изменить, как оптимизировать получение кристаллов. От всего воркшопа крайне хорошее впечатление, много интересных людей, которые работают на передовой науки.
Илья Мазеин, студент Санкт-Петербургского государственного университета
Я учусь на факультете прикладной математики, увидел анонс этой зимней школы «ВКонтакте», мне показалось, что это интересная штука, Университет ИТМО — известный вуз, поэтому захотелось узнать, что здесь происходит.
Я участвую в проекте по предсказанию механизма химической реакции. По сути, у нас команда состоит из двух информатиков и двух химиков. Химики нам рассказывают о реагентах, о продуктах [реакции], о типах реакции, процессе их протекания. Потом мы пишем код, в который забиваются все изначальные вещества [используемые для реакции], применяем все возможные типы реакции, возможные деревья путей протекания реакции, а потом сравниваем конечный лист с продуктами реакции и выбираем наиболее вероятный путь протекания реакции.
Понимать все это полезно, потому что не всегда понятно, что происходит на промежуточных этапах — мы знаем, что есть в начале и что есть в конце, а в промежутке далеко не всегда это можно просто определить. А это важно, когда мы понимаем, что происходит, мы можем гораздо больше делать с реакцией, осуществлять промежуточные вмешательства, лучше контролировать реакции.
Это было очень интересно, ведь химия — довольно далекий [для меня] предмет, мне понравилось смотреть, как она взаимодействует с информатикой, а также глубже понимать химию.
Даниил Шушунин, студент Ивановского государственного университета
О воркшопе мне рассказал научный руководитель в нашем университете. Я увидел проект, посвященный углеродным наноконструкторам — мы у себя часто говорили об углеродных трубках, и я решил, почему бы и нет.
В своем проекте мы из газовой фазы осаждаем углерод. Мы делаем разные растворы: используем перекись водорода или не используем, прогоняем образцы пропаном или не прогоняем. Потом мы сравниваем, что происходит с образцами.
После этого мы смотрим с помощью электронной микроскопии, что у нас получилось, как нановолокна нарастают на углеродной подложке, используем углеродные свойства наноконструкторов как биосенсоров.
Больше всего мне запомнилась электронная микроскопия, я о ней достаточно много слышал в своем университете, но у нас ее нет, а тут это действительно увеличение до 500 нанометров, ты видишь крошечные молекулы — это здорово, будет о чем рассказать в университете.

Константин Крылов, Редакция новостного портала

Добавить комментарий

  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 1
  • 2
  • 3