Ученые впервые сформировали акустический крючок из звуковой волны

21 января 2020 Рубрика: Исследования и разработки, Новости организаций Ключевые слова: мировые нанотехнологии, физика, акустический крючок, биомедицина

Ученые Томского политехнического и Томского государственного университетов вместе с коллегами из Испании смоделировали, а затем и экспериментально подтвердили существование нового типа криволинейных акустических волновых пучков — акустических крючков (acoustical hooks).

Acoustical hooks представляют собой искривленную акустическую струю и обладают важным свойством: они изгибаются на расстоянии меньше длины волны. Это позволяет рассматривать их как перспективный инструмент для манипуляции частицами с помощью ультразвука на очень маленьком расстоянии — на субволновом уровне. Подобные манипуляции необходимы в биомедицинских исследованиях, при синтезе новых материалов.

Ранее ученым был известен лишь один тип искривленных оптических лучей — пучки Эйри и их производные. Их впервые получили в 2007 году. Физические свойства пучков позволяют их использовать как раз для управления мелкими частицами, что интересно для микрофлюидики и клеточной биологии. Получение таких пучков требует достаточно сложного оборудования. Поэтому исследователи в разных странах ищут новые типы искривленных пучков, которые можно было бы получать значительно проще.

«Поиск принципов создания новых искривленных пучков — это интересная современная область исследований, открывающая широкие перспективы как с фундаментальной точки зрения, так и с практической, — говорит руководитель проекта, старший научный сотрудник отделения электронной инженерии ТПУ Игорь Минин. — В 2018 году наш авторский коллектив теоретически предсказал существование нового типа искривленного самоускоряющегося светового луча, по форме напоминающий крючок. Мы его так и назвали в опубликованных работах — фотонный крючок. Здесь речь идет об искривленной электромагнитной волне. И возник вопрос: могут ли такие кривые пучки формироваться из акустической волны? В новой статье мы утвердительно ответили на этот вопрос. И получать такой акустический крючок несравнимо проще, чем пучки Эйри».

Для получения акустического крючка исследователи использовали микрочастицу из диэлектрического материала Рексолит с важной особенностью — несимметричной формой. Эту частицу в ходе экспериментов помещали в воду и облучали ультразвуком. Проходя через частицу такой формы, звуковая волна на выходе из частицы искривлялась в форме крючка. Проводились эксперименты на базе Политехнического университета Валенсии (Испания).

«Основная область применения акустических крючков на сегодня — это биомедицина, синтез новых материалов, управление перемещением наночастиц с помощью ультразвука с высокой субволновой точностью. Они могут быть использованы в тех условиях и с теми частицами, для которых другие типы криволинейных акустических пучков типа Эйри не подходят, — отмечает Игорь Минин. — В дальнейшем мы планируем провести эксперименты, в которых попробуем использовать акустические крючки непосредственно для манипуляции частицами».

Работа выполнена при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Программы повышения конкурентоспособности Томского политехнического университета.

Результаты исследования опубликованы в журнале Results in Physics (IF: 3,042; Q1).

Акустический крючок