Новости

Группа РОСНАНО запустила популяризационный арт-проект «2020 → 2070»

13 декабря 2019 Рубрика: Новости организаций Ключевые слова: РОСНАНО, ФИОП, арт-проект, наука, технологии, нанотехнологии

Фонд инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО и галерея Frida Project Foundation выступили инициаторами арт-проекта «2020 → 2070», популяризирующего науку и технологии.

Арт-проекта «2020 → 2070» включает выставки современных работ #NANOart, которые в 2020 году будут экспонироваться на площадках современного искусства и в университетах Москвы и Санкт-Петербурга, а также дискуссии о роли технологий и искусства в конструировании будущего.

Первая встреча состоялась в офисе РОСНАНО 12 декабря 2019 года. Видеообращение к присутствующим записал художник Эрик Булатов, работа которого «Лыжник» стала символом проекта.

«Мы не знаем, каким будет завтра. Но мы должны стараться пройти сквозь клетку сегодняшнего дня вперед, к свету будущего. Нужно преодолевать сопротивление пространства через то, что связано с нашим образованием, наукой, культурой», — призвал Эрик Булатов.

Объединение научного и культурного потенциалов всегда дает мощный дополнительный эффект, уверен художник Евгений Шеф, который привел пример гениального художника и выдающегося ученого Леонардо да Винчи. Причем многие свои технологии он донес визуальным языком, без этого его роль в истории человечества была бы иной. Евгений Шеф уверен, что нынешняя генетика пересекается с фантазиями художников.

И у молодых ученых есть шанс взломать ларец идеи бессмертия. Генеральный директор фармкомпании «Митотех» Максим Скулачев поблагодарил организаторов проекта и Евгения Шефа за то, что они взялись помочь «донести изящество нашего научного и технологического проекта по замедлению или даже остановки старения. Это очень трудная задача».

Арт-проект «2020 → 2070» привел к началу настоящего научного исследования, в котором художник и ученый стали полноправными соавторами.

«Я всегда замечала, что искусство по-разному воспринимается подготовленным зрителем и теми, кто оказался на выставке случайно, — рассказала художник Марина Звягинцева. — И наука нейроэстетика позволяет «заглянуть» в голову зрителя».

Кандидат биологических наук, заведующая лабораторией высшей нервной деятельности человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Ольга Мартынова назвала совместный с Мариной Звягинцевой проект очень полезным исследованием, в котором принимают участие студенты и магистранты программы «Психология личности» Высшей школы экономики.

«Есть специальные программы арт-терапии, и важно понять, как происходит воздействие произведения искусства на человека и какое влияние оказывает на его состояние», — отметила Ольга Мартынова. Через проект уже прошло 30 человек, планируется его продолжение с привлечением еще 20 респондентов. Всех желающих пригласили принять участие в проекте в качестве добровольцев.

Искусство и науку объединяют истории про нужность и про поиск, уверена художник Яна Буланцева. Но у ученых больше свободы, у них изначально в профессии заложены эксперименты, поиск, открытие нового. Художники в большей степени находятся в рамках образования, наработанных привычек. Но эксперименты с материалами важны для современного искусства, поэтому она считает, что взаимодействие науки и искусства должно начинаться на самых ранних стадиях.

Ее полностью поддержал кандидат химических наук, научный сотрудник кафедры химической технологии стекла и ситаллов Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева Георгий Шахгильдян. Он напомнил, что самый древний продукт нанотехнологий — это стекло и одновременно предмет искусства: кубок Ликурга (IV в.н.э.). В структуре распределены наноразмерные гибридные частицы серебра и золота, благодаря чему в зависимости от освещения кубок меняет цвет от зеленого к красному. По его мнению, новые технологии могут использоваться не только инженерами, но и в искусстве. И предложил сделать совместный проект для знакомства художников с возможностями нанотехнологий.

Аристарх Чернышев отнес себя к технологическим художникам. По его мнению, новые технологии дают богатую пищу для фантастического искусства. Он поддержал идею бросать студентов художественных вузов «в пучину свежих технологий, где можно экспериментировать и получить результаты, которые кардинально отличаются от того, что могут предложить художники, воспитанные в традиционных вузах». Сам он представил на выставке «симбиотический искусственный организм», который будет жить вместе с человеком, в том числе с целью совместного потребления информации и обеспечения связи человека с цифровым миром. Визуально это выглядит как «живой» браслет, цифровые функции которого питаются энергией человека.

«Критически важным» назвал проект Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций петербургского Университета ИТМО. Он обратил внимание, что цифровая трансформация привычной жизни пришла к проектам программирования жизни человека. По его мнению, вскоре появятся проекты технологических решений, которые будут менять человека, его сущность.

«Надо готовить общество к новым технологиям, и лучше всего это могут сделать тандемы ученых и художников, — отметил Антон Гопка. — Роль художника в том, чтобы мы могли думать о рисках и возможностях не абстрактно, а вполне конкретно. Они придают нашим страхам и надеждам реальную форму, очеловечивают технологии».

На выставке #NANOart также представлены работы Александра Виноградова, Миши Most, Ивана Плюща, Василия Слонова, Сергея Чобана, Дмитрия Шорина, Гоши Острецова, Стаса Багса, Ирины Дрозд, Ольги Кройтер, Ольги Киселёвой, Александра Савко, арт-группы HOUDINI; всего — 30 российский художников с 70 произведениями.

Важным совместным решением художников является согласие на формат «Открытого кода». Он позволяет российским вузам использовать изображения арт-объектов для популяризации своей деятельности и в научно-популярных мероприятиях.

Источник:

  • Пресс-служба ФИОП

Ссылка:

Карточка организации:

Добавить комментарий

  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6