Новый материал из древесных волокон и паучьего шелка может соперничать с пластиком

18 сентября 2019 Рубрика: Исследования и разработки Ключевые слова: исследования, биотехнологии, нанофбриллы, биокомпозиционные материалы, новые материалы

Исследователи из Университета Аалто и Исследовательского центра VTT (Финляндия) создали новый материал на биологической основе, соединив волокна древесной целлюлозы и белок шелка, найденный в нитях паутины. В результате получился очень прочный и упругий материал, который в будущем может быть использован в качестве возможной замены пластика.

По словам Маркуса Линдера (Markus Linder), профессора Университета Аалто, природа предлагает отличные ингредиенты для разработки новых материалов, — такие, как прочная и легкодоступная целлюлоза и жесткий и гибкий шелк. Преимущество обоих материалов заключается в том, что, в отличие от пластика, они биоразлагаемы и не наносят ущерба природе.

Команда ученых использовала в качестве древесного сырья березу: древесину разделили на нанофбриллы (мельчайшие частицы целлюлозы) и сделали из них жесткие каркасы. К этим каркасам-«сеткам» затем добавили белок паучьего шелка. Шелк — это натуральное волокно, которое вырабатывают некоторые насекомые (например, тутовый шелкопряд) и пауки. Однако протеины шелка, которые использовали специалисты из Университета Аалто, были получены не из паутины: исследователи создали его с помощью бактерий с синтетической ДНК.

«Поскольку мы знаем структуру ДНК, мы можем ее скопировать и использовать для производства молекул протеина шелка, которые по химическому составу аналогичны тем, которые содержатся в нитях паутины, — объясняет Линдер. — В ДНК содержится вся эта информация».

Новый материал можно в будущем использовать вместо пластика, а также включать в состав биокомпозиционных материалов, использовать в хирургических волокнах, в производстве текстиля и упаковки

Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.Scientific Reports.