Ученые УрФУ открыли удивительные свойства соединения меди и алюминия

14 мая 2019 Рубрика: Новости организаций, Регионы Ключевые слова: УрФУ, наука, исследования

Ученые Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) при поддержке Российского научного фонда провели исследование, в ходе которого установили, что один из оксидов меди со структурой редкого минерала — шпинели, соединение CuAl2O4, является материалом, обладающим необычными магнитными свойствами и структурой в силу существенного спин-орбитального взаимодействия.

Процесс и результаты исследований ученые описали в статье, опубликованной в крупнейшем в мире специализированном журнале о физике твердого тела Physical Review B.

Известно, что спин-орбитальное взаимодействие (которое возникает за счет электромагнитного взаимодействия спина электрона с магнитным моментом, вызванным вращением электрона вокруг ядра) существенно для 4d и 5d систем, основу которых составляют элементы пятой и шестой групп в Периодической таблице Менделеева — от иттрия до кадмия и от гафния до ртути соответственно. CuAl2O4 же является 3d системой, так как медь относится к 3d элементам (в таблице Менделеева — от скандия до цинка), для которых спин-орбитальное взаимодействие, как правило, не так важно. Однако оказалось, что в случае c CuAl2O4 оно является определяющим. Именно спин-орбитальное взаимодействие не только обусловливает магнитные свойства, но и задает кристаллическую структуру данного материала.

Дело в том, что кристаллическая структура практически всех известных оксидов меди (включая как высокотемпературные сверхпроводники на основе Cu, так и всем известный медный купорос — CuSO4•5H2O) сильно искажена. А вот тетраэдры из атомов кислорода, окружающие ионы меди, в CuAl2O4 остаются идеальными вплоть до самых низких температур. Этот факт был обнаружен в 2017 году южнокорейскими и американскими исследователями, но объяснить его удалось лишь сейчас, в результате исследований с участием екатеринбургских ученых.

«Появление искажений в оксидах меди вызвано одним из наиболее фундаментальных физических явлений — эффектом Яна — Теллера, — поясняет соавтор работы Сергей Стрельцов, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий лабораторией электронного и ядерного резонанса УрФУ и лабораторией теории низкоразмерных спиновых систем Института физики металлов (ИФМ) Уральского отделения РАН. — Это, по сути, очень простое явление: физические системы, как и люди, не любят неопределенности и пытаются избежать ситуации, когда электроны имеют возможность занять не строго определенный уровень энергии, а выбирают из того, что имеется. Лишить электроны этой свободы просто — нужно лишь сдвинуть атомы из высокосимметричных положений, исказив тем самым кристаллическую решетку».

Однако в CuAl2O4 такой «фокус» не проходит — мешает спин-орбитальное взаимодействие. Именно оно определяет, по каким орбитам вращаются и какие энергии имеют электроны.

Интересно отметить, что спин-орбитальное взаимодействие не только сохраняет симметричную решетку в CuAl2O4, но и оказывает влияние на его магнитные свойства. Теоретические расчеты, выполненные Сергеем Николаевым (кафедра теоретической физики и прикладной математики УрФУ) и Андреем Игнатенко (ИФМ УрО РАН) показывают, что спин-орбитальное взаимодействие способствует «закручиванию» спинов. В результате в идеальном образце CuAl2O4 в области предельно низких температур спины не выстраиваются вдоль одного направления, как, например, в обычном железе, а должны образовывать так называемую «спиновую спираль».

«Такую магнитную структуру проще всего описать на примере цепочки, состоящей из спинов, — комментирует Сергей Стрельцов. — Если спины выстроить параллельно, то получим ферромагнетик, антипараллельно, то есть по очереди: вверх-вниз-вверх-вниз и так далее — то антиферромагнетик, а если каждый спин постепенно отклонять на один и тот же угол по отношению к предыдущему, то образуется спиновая спираль. Именно такой тип магнитного упорядочения и ожидается в идеальном образце CuAl2O4».

• Пресс-служба Уральского федерального университета